Обычно велосипедисты с окончанием теплого сезона, спешат убрать свои велобайки на хранение до будущей весны (на всю зиму). Но далеко не все знают, что велотранспорт надо подвергнуть консервации, а не только хорошо вымыть и высушить. Как консервировать велосипед на зиму правильно, какие этапы и основные моменты существуют в этой подготовке, рассмотрим подробнее далее.
Чем важна консервация велосипеда
Любая техника требует от своего владельца ухода и заботы, в противном случае она очень быстро выйдет из строя и сломается. Это же относится и к транспортному средству – велосипеду, консервация на период хранения необходима. За длительное время бездействия шины спускаются, тросы вытягиваются, сальники высыхают, может появиться ржавчина (на раме, цепи, подшипниках), потрескаться и облезть краска, в период минусовой температуры зимой. На карбоновых рамах часто появляются микротрещины.
Консервация велосипеда включает в себя поэтапные действия, которые направлены на правильную подготовку элементов и деталей к сохранению. Главная цель – избежать коррозии и другой порчи во время всего периода хранения.
Почему следует позаботиться о том, как хранить велосипед зимой
Техника требует заботы и ухода, это в полной мере касается и велотранспорта. Натянутые тросы растягиваются, резинки и сальники высыхают и трескаются. Много проблем доставляет ржавчина, которая снижает эксплуатационные характеристики незащищенных мест. Любителям карбоновых рам приходится бороться с перепадами температур, которые приводят к образованию микротрещин.
Сразу хочется ответить «нет» на вопрос, можно ли хранить велосипед на балконе зимой, однако все не так однозначно. При должной подготовке даже балкон станет неплохим местом хранения, ведь сами по себе низкие температуры не причиняют вреда технике.
Автомобили нормально ездят круглый год, при этом в них применяются материалы худшего качества. К тому же работающий двигатель создает значительный температурный перепад и повышенную влажность. Однако машины ездят по нескольку десятков лет благодаря подготовке к холодному сезону.
И велолюбителю стоит подумать о том, как сохранить здоровье своего железного коня.
Условия хранения
Первым делом, перед консервацией, стоит определиться с подходящим помещением:
- В месте хранения двухколесника должна быть минимальная влажность;
- Предпочтительней закрытые помещения с плюсовой температурой – кладовые, квартиры, гаражи и застекленные лоджии;
- Не должно быть больших перепадов температуры и влажности – это ускоряет процессы коррозии.
При расположении лоджии на солнечной стороне лучше воспользоваться чехлами для защиты резины и пластмассы от потери эластичности и выгорания лакокрасочных покрытий рамы велобайка на протяжении всей зимы.
При отсутствии хороших условий, когда “зимовка” доступна только на открытом балконе, следует приобрести влагонепроницаемый чехол. Это крайне нежелательный способ, сюда относятся и влажные подвалы. Лучше обратиться в веломастерские, которые предлагают услугу по хранению велосипеда на всю зиму в соответствующих условиях, и сделают весеннюю профилактику техники.
Профессионалы рекомендуют:
- при хранении на период зимы на балконе, цепь, седло и колеса снять и хранить в квартире – коррозийная защита обязательна;
- консервация велобайку нужна по минимуму, если он убран до весны в коридоре или комнате квартиры;
- при дефиците пространства в гараже, кладовке или квартире его можно разобрать на части, тогда он займет намного меньше места;
- при падении температуры ниже нуля в период зимы на застекленной лоджии, необходимо снимать фонарь, фары, велокомпьютер, вилку, колеса с крыльями, грипсы, седло (следует унести все это на хранение в теплое место).
Не рекомендуется ставить на зиму велотранспорт рядом с отопительными приборами, они ускоряют процесс разрушения лакокрасочного покрытия и деталей из пластика.
Выбор места зимовки
Ультрафиолетовое излучение, морозный воздух, постоянные колебания температуры и влажности негативно влияют на составляющие байка: теряется их эластичность и начинаются процессы разрушения. Пагубно воздействуют и дождь со снегом, поскольку подшипники и цепь подвержены коррозии.
Учитывая вышесказанное, наверняка возникнет вопрос о том, где хранить велосипед зимой. Самый лучший вариант – сухое и отапливаемое помещение с отсутствием сырости, влаги и резких температурных скачков. Хорошо подойдут квартира, балкон и гараж. Также можно воспользоваться услугами веломастерской, сэкономив свои силы и время на самостоятельном техническом обслуживании.
Хранение байка внутри квартиры
Если жилплощадь довольно большая, или отсутствует желание разбирать двухколесного друга, можно поставить велосипед непосредственно в коридоре или комнате. В таком случае придется лишь временами подкачивать колеса, но могут возникнуть трудности со свободным перемещением (будете часто задевать педали и руль).
Также для хранения подходит кладовка или специальный шкаф-гараж. Байк ставится на заднее колесо и занимает мало пространства. При первом варианте будет неудобно доставать нужные вещи, а второй – дороговат.
Существует и система грузов с противовесами. Подобная конструкция позволяет легко ухаживать за транспортным средством, меняя его положение в воздухе.
Экономия свободного места
Многих волнует вопрос о том, как хранить велосипед зимой в квартире, чтобы не ощущать себя скованно и неуютно. Хорошим решением является покупка крепежа с двумя крюками.
Такие вешалки доступны каждому, а на цену влияет лишь материал изготовления. Рекомендуется приобретать деревянные или пластиковые крепежи, чтобы не поцарапать байк. Крепление на стену осуществляется посредством саморезов, после этого средство передвижения вешается за верхнюю трубу.
В остальных случаях экономия пространства достигается разборкой велосипеда на запчасти. После снятия руля и колес байк можно положить на шкаф или под кровать.
Хранение на балконе
Солнечные лучи и влага разрушают краску транспортного средства (она может полностью облупиться), поэтому хранение велосипеда на балконе зимой должно происходить в соответствующих условиях. Этот участок квартиры должен быть застеклен, а сам байк накрыт бумагой (тканью) и опрыскан силиконовым спреем. В результате краска не пересохнет и не поблекнет.
К тому же рекомендуется немного спустить колеса, чтобы сильный мороз их не повредил.
Гараж или кладовая
Некоторые люди помимо собственной квартиры или дома владеют дополнительными помещениями, но они все равно не знают о том, как правильно хранить велосипед зимой.
Гараж станет отличным вариантом только тогда, когда он отапливается. В противном случае избыточная влажность и перепады температур сделают байк непригодным.
Что касается кладовой, все зависит от температуры. Если она плюсовая, помещение подойдет. При этом транспортное средство необходимо защитить пленкой, чтобы избежать лишней влажности.
Подготовка комплектующих велосипеда
Подготовку к консервации проводят поэтапно, начинают с очищения.
Мойка конструкции
Все детали, поверхности и колеса велосипеда для хранения на зиму должны быть вымыты, очищены от грязи, пыли и старой смазки. Моющее – не агрессивное средство и мягкие губки с ветошью идеально для этого подойдут. После очищения вся конструкция должна хорошо просохнуть.
Профилактический техосмотр
Далее целесообразно провести техосмотр велосипеда, и если обнаружатся какие-то неполадки, то зима, это то время года, когда можно не торопясь отремонтировать свой велотранспорт. Изношенные звездочки, цепи, тормозные колодки оставлять на зиму незачем, их заменяют на новые.
Если обнаружены небольшие потертости и сколы краски, следует их подкрасить, чтобы за время консервации этот дефект не увеличивался. Если на велосипеде используется фонарь с питанием от батареек, то на период зимы эти элементы вынимают, так как в разряженном состоянии они могут начать протекать.
Необходимая смазка деталей
После того, как старая смазка с деталей была удалена, проводят смазывание заново:
- Велосипедную цепь тщательно обрабатывают специальной смазкой, чтобы во время хранения, ее мелкие звенья не затронула коррозия. Обработка проводится следующим образом: на каждое звено цепи капают по капле смазочного вещества. Распределяют смазку по звездам, путем переключения скоростей на холостом ходу и прогону цепи. Излишки масла удаляются салфетками или ветошью;
- Мелкие детали – подшипниковые, рулевые узлы, каретки, втулки, а также резьбу педалей перебирают и смазывают.
- Детали, тросы переключателей скоростей, тормозные системы велосипеда желательно обработать маслом (типа Литола). Его стабильная вязкая консистенция не стекает и надежно защищает элементы от возможных перепадов температуры и влажности на время консервации (в течение зимы);
- Не карбоновый подседельный штырь выкручивают и обрабатывают смазкой. Это защищает внутренние металлические элементы от коррозии и «прикипания».
Масленой ветошью протирают весь велобайк для полной изоляции от проникновения влаги при хранении, особенно хромированные части.
Колеса и покрышки
Если хранение велосипеда планируется не в подвешенном состоянии, то шины должны быть накачены до упора, чтобы за время консервации зимой тяжесть конструкции не повредила резину (при слабом давлении в покрышках).
При выборе хранения велосипеда в подвешенном состоянии проводят следующие работы:
- уменьшают давление в покрышках до 2 или 1,5 атм.– чтобы во время консервации в течение зимы они не находились в напряжении и не деформировались;
- колеса снимают с велотранспорта и обрабатывают смазкой все резьбовые соединения.
После этого покрышки можно отправлять на хранение в подвешенном состоянии на всю зиму.
Подготовка пружин
Для зимней консервации (не разобранного велосипеда) производят ослабление натяжений пружин в заднем и переднем переключателях. Эта подготовка к зиме позволит сохранить пружины от ненужного напряжения и увеличит срок эксплуатации в дальнейшем. Для этого велосипедную цепь переключают на самые маленькие звездочки. В этом положение цепь будет находиться в наиболее расслабленном состоянии, что идеально подходит для хранения.
Подготовка тормозов
В случае ободных V-brake тормозов, в положении разведенных коромысел, «расстегивают» направляющие пружины на переднем и заднем колесах. За время консервации велосипеда пружинные элементы в свободном состоянии лучше сохранятся и не деформируются.
Подготовка седла
В случае, когда во время эксплуатации велосипеда, сидение поднимают высоко под рост ездока, необходимо изменить его положение. Сидение опускают в крайнее нижнее положение. В таком виде металлические детали и крепеж не перегружены и в собранном состоянии лучше сохраняются от коррозии.
Неисправность, с которой необходимо обратиться в веломастерские
- Когда стираются тормозные колодки.
- Наличие «восьмёрки» колеса (во время езды колёса болтаются из стороны в сторону).
- Некорректная работа переключателей (при нажатии на них слышно хруст, а самого переключения не происходит).
- Болтание руля (при нажатии переднего тормоза велосипед тормозит рывками. Такая реакция свидетельствует о наличии люфта рулевой колодки).
Профессионалы советуют:если при первом осмотре Вы не выявили каких-либо неполадок, но во время езды что-то неправильно функционирует, лучше обратиться к мастерам. Сам владелец стального коня не всегда может сам его отремонтировать в домашних условиях.
Словом, у велосипеда имеется не столь много узлов, с которыми могут случаться поломки. Чаще всего веловладельцам приходится сталкиваться с неправильной работой переключателей, подтиранием тормоза (при езде слышно звук «чух-чух») и «восьмёркой» колеса. Не менее опасными для велосипеда считаются различные люфты.
Если присутствуют люфты рулевой или колеса, а веловладелец игнорирует такие поломки и ездит дальше, то вскоре могут разбиться подшипники, посадочное место подшипников и придётся поспешить с заменой каретки, рулевой, втулки.
Советы от профессионалов
Существуют некоторые нюансы и их стоит принять к сведению:
- если велосипед на период хранения находится в обычном состоянии – стоя, то следует периодически подкачивать шины и прокручивать колеса;
- дополнительным плюсом в консервации будет обработка покрышек глицерином внутри и снаружи – резина лучше сохранится, растрескивания здесь не грозят;
- “зимовка” велобайка в подвешенном состоянии предпочтительней, так как покрышки и колеса в этом случае не деформируются;
- подготовленный к консервации велобайк обязательно надо укрывать на весь период зимовки от возможных загрязнений и пыли;
- болты фиксации руля можно ослабить, а руль повернуть параллельно раме – это уменьшит габариты велотранспорта;
Снятые с конструкции детали и аксессуары надо хранить в одном месте, чтобы за долгую зиму они не затерялись, если будут находиться в разных местах.
K-trak
Комплект K-trak – это детали для превращения вашего двухколёсного коня в снегоход. Колёса у вашего байка снимаются; на место заднего ставится гусеница, а вместо переднего – лыжи. Если вы обладатель велосипеда с 20, 24 или 26-дюймовыми колёсами, то смело можете заказывать этот комплект на зиму. K-trak легко превращает обычный летний байк в зимний велосипед!
Переднее колесо было решено заменить лыжами в связи с тем, что гусеница зарывается в снег при быстрой езде. Сзади гусеница только пользу приносит: за счёт неё улучшено сцепление со снежным покрытием. Этот набор рекомендуется использовать тем, у кого колёса крепятся на эксцентрике, чтобы было быстрее и проще модифицировать велосипед.
Что удивительно, масса велосипеда с K-trak практически не увеличивается.
Достоинства:
- максимально комфортная езда по снегу;
- можно купить лишь набор для модификации своего байка, а не целый новый велосипед;
- легко трансформировать.
Недостатки:
- невозможно ездить по асфальту;
- сложно рулить лыжей.
Варианты хранения байка
Часто бывает так, что велосипед занимает много пространства и его на период консервации необходимо разобрать. Можно это сделать и оставить на консервацию по частям:
- снять переднее колесо или оба с крыльями, и хранить в горизонтальном положении или в подвешенном;
- установить педали «внутрь» или снять совсем на время хранения;
- снять седло;
- подвесить велосипед или одну раму без колес на стену или даже на потолок.
Варианты размещения велобайка на стене: за раму, руль или колеса. Можно использовать самодельные или покупные крючки. Покупка специального чехла дает возможность подвешивать конструкцию за специальные ручки на период консервации.
Итоги
Итак, чтобы после окончания теплого сезона отправить свой велосипед хранить на всю зиму до весны, необходимо предварительно провести несколько важных этапов, связанных с консервацией. Очистка от грязи, техосмотр, нанесение смазочных материалов, ослабление напряжения деталей и подготовка колес – это обязательные процедуры. Благодаря им, весной Ваш байк будет в прекрасном рабочем состоянии. Но надо не забывать и о том, что место хранения техники имеет огромное значение. Лучше отдавать предпочтение теплому, закрытому и сухому помещению.
Как уберечь восприимчивые к холоду детали
Велосипедистов условно можно разделить на 3 категории:
- Модники: катаются просто потому, что ЗОЖ стал модным направлением, да и хипстеры сделали свое дело (забота об экологии, экономия и бла-бла-бла).
- Прагматики: катаются потому, что это реально выгодно, практично и удобно (можно беспрепятственно выехать за город, когда каждый второй житель мегаполиса вот уже второй час живет в пробке).
- Фанаты: это заядлые велосипедисты, которые считают байк не просто железным конем, но и верным другом, с которым не страшно пройти огонь, воду и медные трубы.